Новости

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ: ЗАЧЕМ ЕЕ ПРОВОДИТЬ И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА НАЛОГИ

Инвентаризация позволяет сверить фактическое наличие или отсутствие имущества, товаров с бухгалтерскими документами. Она нужна для годового отчета, а также позволяет избежать переплат или недоплат по налогам.

Под инвентаризацию попадают:
  • Движимое и недвижимое имущество, включая арендованное или принятое на ответственное хранение: помещение, оборудование, транспорт и прочие основные средства производства
  • Товары: готовая продукция, остатки, запасы, сырье и материалы
  • Деньги: на счетах, наличность в кассе
  • Интеллектуальная собственность: фирменное название, товарный знак, базы данных, программное обеспечение
  • Задолженности: дебиторская, кредиторская, займы, кредиты
  • Другие активы: ценные бумаги, депозиты и прочие финансовые вложения
Организации должны проводить инвентаризацию ежегодно, а инвентаризацию основных средств можно проводить раз в три года. Срок проведения – IV квартал.
ВАЖНО: инвентаризацию обязательств проводят по состоянию на 31 декабря включительно.
Индивидуальные предприниматели бухгалтерскую отчетность не ведут, поэтому и инвентаризация для них необязательна. Однако добровольное ее проведение будет полезно и позволит контролировать положение дел.
Также можно и нужно проводить инвентаризацию, если в компании проходит смена материально ответственных лиц (гендиректор, бухгалтер, кладовщик), реорганизация, случилось ЧП (пожар, наводнение и пр.), выявлено хищение, а также при купле-продаже помещения или сдаче его в аренду, переезде и пр. Если инвентаризация по любой из этих причин прошла после 1 октября, то годовую можно не проводить, а использовать результаты предыдущей.
Как проводить инвентаризацию
Первый этап инвентаризации начинается с формирования состава комиссии и оформления приказа. В приказе необходимо указать состав комиссии, сроки и причину проверки. Материально ответственные лица в состав комиссии не входят, но должны присутствовать при проведении инвентаризации.
Следующий этап – непосредственно сама инвентаризация. Члены комиссии поэтапно обходят все помещения, проводят ревизию и заполняют инвентаризационные описи, сличительные ведомости. В них надо отразить информацию не только по наличию или отсутствию материально-технической ценности, но и его состояние, исправность, наличие или отсутствие документации и их правильное оформление (договоры, техпаспорта, соответствие артикула и инвентарного номера).
Заключительный этап – оформление итогов. К ним относятся описи, сличительная ведомость, акты. По итогам инвентаризации члены комиссии проводят заседание, на котором обобщают результаты, анализируют причины расхождений и предлагают способы устранения недостатков. Например, оприходование излишков, списание недостатков.
Протокол, который можно составить в свободной форме, а также все документы по инвентаризации передаются руководителю компании для принятия окончательного решения. По итогам всех мероприятий инвентаризационная документация поступает в бухгалтерию, она будет отражена в бухучете и годовой бухгалтерской отчетности.

Источник: https://мсп.рф/services/news/detail/inventarizatsiya-zachem-ee-provodit-i-kak-ona-vliyaet-na-nalogi/