Новости

ЧТО ТАКОЕ ОФЕРТА И ЧЕМ ОНА ПОЛЕЗНА БИЗНЕСУ

Оферта – это фактически «официальное» предложение. Она позволяет заключать договор без личной встречи и без подписи. Оферта упрощает работу с клиентами, которые находятся на расстоянии, им не нужно пересылать копии документов, нанимать курьера и совершать другие затруднительные при большом расстоянии действия.
Единых правил оформления оферты нет. В ней так же, как и в договоре, должны быть оговорены существенные условия: предмет договора, сроки, цена, условия получения, перечень или вид услуг. Кроме того, оферта также не может нарушать действующие законы. Поэтому при составлении оферты стоит обратить внимание на закон о защите прав потребителей, правила продажи отдельных видов товаров и правила о дистанционной торговле.
Подписью в оферте служить акцепт – согласие на договор. Как договор без подписи одной из сторон считается не заключенным, так и оферта без акцепта не имеет юридической силы. Что именно является акцептом иногда прописывают в оферте. Клиент ставит галочку на сайте или нажимает кнопку «оформить заказ», соглашаясь с условиями оферты, переводит деньги за заказ, вводит код из смс – все это можно считать акцептом.
Особенно стоит обратить внимание на правила акцепта при работе в сегменте B2B. Просто галочки на сайте будет недостаточно, т.к. галочку мог поставить и тот, у кого нет на это на это полномочий.
Оферта бывает публичной и не публичной.
Публичная оферта предполагает, что возможность заключить ее есть у кого угодно. Поэтому такой вид оферты, как правило, размещают на виду, например, на официальном сайте. Примером публичной оферты может быть и табличка у входа в кафе с информацией «Второй кофе бесплатно». Хозяин кафе не может отказать кому-либо из посетителей, сославшись на неопрятный внешний вид или пр.
Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Например, предприниматель отправил на почту постоянным клиентам или кому-то одному оферту, что готов продать товар по специальной цене. Воспользоваться предложением может только адресат. Другим клиентам, которые тоже узнали об акции, предприниматель вправе отказать, т.к. предложение не было публичной офертой.
Оферта подходит не для любого бизнеса и сделки. Когда речь идет об индивидуальных условиях, лучше заключить обычный договор.
Оферта не подходит:
Услуга нетиповая и условия меняются по каждого клиента. Например, пошив одежды; Купля-продажа, услуга предполагает двусторонний договор (медицинские услуги, покупка недвижимости и пр.); Нет уверенности, что услуга может быть оказана или товар продан всем желающим; Не всегда подходит при работе с B2B сегментов.
Как уберечься от потенциальных проблем с офертой
Защититься от невнимательности клиентов поможет примечание о том, что акцепт является подтверждением того, что клиент ознакомился с условиями оферты и принимает их. Если предложение для определенного круга (постоянных или новых клиентов, именинников и пр.), предложение ограничено сроком, количеством товара, это также стоит прописать в оферте. В качестве акцепта следует выбирать действия, которые легко доказать в случае спора: оплата товара, СМС с кодом подтверждения, заполнение формы. Смайлик, уточнение условий (если у вас есть такие же, но с перламутровой пуговицей, то купила бы) или просто молчание не являются акцептом. Прописывайте условия возврата денег за товар или неоказанную услугу. Например, предоплата при снятии брони менее чем за неделю не возвращается. Если товар доставляет транспортная компания, в оферте это также стоит отразить. Клиенты должны знать, что персональные данные могут быть переданы третьим лицам (транспортной компании, например). Не менять условия оферты после акцепта. Например, взлетела цена на офисную бумагу. Повышать цену на уже оформленные заказы нельзя.